Великие имена

Большая морская мистификация

И. К. Айвазовский 
“Закат”

В 9 лет папа привез меня в Ленинград, отвел в Русский музей и дотянул за руку до зала, где висит «Девятый вал».
    - Смотри, доченька, это нарисовал великий российский художник Ованес Гайвазян.
    - Па, а почему тут сбоку на бумажке написано «Иван Константинович Айвазовский»? - удивилась я.
    - Потому что он - мистификатор, - ответил папа.
    И был абсолютно прав. По семейной легенде Айвазовских, в предках у них был сын турецкого военачальника.  Фамилию с Гайвазяна на Гайвазовского поменял отец живописца. И уже сам Иван Константинович довел ее до совершенства - убрал первую «Г».
    Талант маленького Вани-Ованеса заметили рано. Семья была бедная, но нашлись люди - дали денег на образование. Потрясающая работоспособность: Айвазовский нарисовал больше 6 тысяч картин. Благосклонность царской семьи, прижизненное звание лучшего мариниста. Направление-то даже на звук какое красивое - рисовать марину, море...
   
К слову, меня в картинах Айвазовского поражает даже не море, а «эфир» - небо. Просветы, облака, лучи, молнии, пламя, луны - отраженные и искаженные в пучине, скользящие и играющие по поверхности. Даже фигура Иисуса на картине «Спаситель» будто состоит из сплетенных пучков света. Кажется, так невозможно рисовать обычными красками!
Художник Репин как-то сделал Айвазовскому замечание: мол, что это у вас свет на картинах падает не по законам природы?!
    - Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант! - ответил Айвазовский.
    У Ивана Константиновича родились четыре дочки. Почти полвека он промаялся в первом браке с англичанкой Юлией Гревс. Жена взяла дурную привычку поносить и позорить мужа не только при гостях - но даже письма в инстанции про него писать. Разумеется, пакостные.   
    Последние 20 лет брака супруги не разговаривали. И только в 65 лет он женился во второй раз - уже счастливо. Айвазовский рисовал свою Анечку Саркизову (портрет висит в галерее в Феодосии), писал ей стихи. После смерти художника в 1900 году Анна Никитична в знак траура отказалась выходить из дома. Так и просидела 25 лет (!!!) во флигеле здания, где сейчас, собственно, и находится галерея Айвазовского.
    Кроме моря, Иван Константинович рисовал города, виды Армении, природу, библейские сюжеты. Есть у него одна картина, которую прячут от посетителей работники галереи в Феодосии. Называется «На смерть Александра III». Спрятать ее от публики якобы потребовал сам художник. Вроде бы настолько сильно влияет она на зрителей, что и показывать страшно!
Это не совсем правда. Просто виртуоз света смог так нарисовать фигуру скорбящей вдовы царя  Марии Федоровны, что при определенном ракурсе она вдруг превращается... в смеющегося мужчину! В нем знатоки разглядели сходство с наследником престола Николаем II.
Хотя некоторые сколько ни терли глаза, так ничего «лишнего» на картине и не смогли рассмотреть. Что тут скажешь? Мистификация.
Александра КУЧУК