Великие имена

Самородок из захолустья

Дмитрий Смирнов, спецкор отдела спорта «КП», рассказывает о своем любимом художнике:
Художник, который не снимал шляпу даже перед Папой Римским
- Гений! Настоящий гений! - И это говорю вам не я. Это говорили пять веков назад о 15-летнем пареньке Микеланджело Буонарроти во Флоренции, мировом центре изящных искусств, все, включая великого Леонардо Да Винчи. Самородок из захолустного городка умел абсолютно все: рисовать, лепить, писать фрески, высекать из мрамора. Даже Леонардо, для которого было проще проглотить язык, чем похвалить другого художника, отзывался о Буонарроти исключительно комплиментарно.

 Через шесть лет Микеланджело, сойдясь в очном споре, отплатил ему неблагодарностью. Да Винчи и Буонарроти участвовали в «муниципальном заказе»: флорентийская сеньория заказала фрески на батальную тему для зала Большого совета. Оба художника представили по эскизу, и Леонардо был посрамлен страшно. Знаменитый скульптор Бенвенуто Челлини заявил, что картон Микеланджело с рисунком простым углем (!) - это «что-то божественное». В итоге вместо того, чтобы писать по эскизу фреску, изображение 18 солдат разрезали на части и распродали за очень большие деньги.
    Рискованный проект
    В 26 лет (детский возраст для художника!) Микеланджело взялся за работу, от которой шарахались титаны. Полвека в центре Флоренции пылилась, выветривалась и постепенно таяла глыба драгоценного каррарского мрамора, предназначенная для статуи - украшения собора Санта-Мария дель Фьоре. Скульптора, который рискнул бы взяться за столь рискованный проект, не находилось. Микеланджело не побоялся - и через два года публика лицезрела знаменитого Давида. Отцы города решили, что жирно будет собору иметь такую красоту, и поставили пятиметрового гиганта напротив городского совета.
    Как Микеланджело получил «госзаказ»
    При всей своей гениальности Микеланджело был человеком с отличным чувством юмора.
Изначально роспись знаменитой Сикстинской капеллы должна была состоять всего лишь из изображения двенадцати апостолов, но художник, принимая заказ, сразу заявил Папе Юлию II, что выглядеть это будет очень бедно.
    - Почему? - удивился Папа.
    - Ну как почему? - в свою очередь удивился Микеланджело. - Потому что они были людьми бедными!
    И получил от Папы разрешение делать что захочет. Сказать, что итоговый результат и рядом не стоит с первоначальным замыслом «двенадцати апостолов», - ничего не сказать. Сикстинская капелла - такое буйство фантазии на таком грандиозном пространстве, что описывать это нет никакого смысла. Это надо видеть.
    Равен королям
    Спустя почти тридцать лет художник вернулся в Сикстинскую капеллу, чтобы расписать стену за алтарем видами страшного суда. Папа был уже другой - Павел III, но искусство он тоже любил. И однажды зашел в сопровождении свиты посмотреть, как продвигаются дела. Созерцая микеланджеловскую феерию, Папа спросил мнение насчет увиденного у своего церемониймейстера Бьяджо да Чезены. И тот высказался в том смысле, что не картина, а бесстыдство какое-то! «Бабы, мужики голые... В храме Господнем!»
Папа промолчал, а Микеланджело после ухода посетителей взял кисть и написал в самом ужасном круге ада дьявола Миноса. И с лицом папского церемониймейстера.
    Узнав об этом, суеверный Бьяджо побежал к Папе с жалобой. Но тот тоже был мужчина с юмором, ответил: «Если бы Микеланджело поместил тебя в чистилище, я бы приложил все усилия, чтобы тебя вызволить. Но он определил тебя в ад, а там я уже бессилен». Дьявол Минос с физиономией церемониймейстера и сегодня смотрит на посетителей Сикстинской капеллы.
    Закончив «Страшный суд», Микеланджело достиг таких вершины славы, что забывал снимать шляпу перед Папой, но Папа этого и не замечал. Благодаря своей кисти Буонарроти стал равен королям.