Великие имена

Композитор в живописи

Один из крупнейших живописцев. Гордость Франции. Наш великий Суриков называл Эжена Делакруа "композитором в живописи", отдавшего столько труда, сил и таланта разработке композиции и музыкальности в живописи. Лидер романтизма - в музыке, литературе, живописи двадцатых годов XIX века. Школа Герена.....Труд, неустанный труд. Затем Лувр и ещё раз Лувр и бесконечные копии: Рембрандт и Рубенс , Тициан, Веронезе и скрупулёзное постижение тайн ремесла. Вся жизнь Делакруа была отдана искусству и только искусству. Он отлично понял, что всё колдовство живописи - в раскованности мастерства.
    Труден был путь его духовного возмужания и процесс кристаллизации его таланта, но ему так хотелось проникнуть в тайну рождения шедевра. Классицизм оказался несостоятельным ответить на бурю, сотрясавшую сердца и умы. И в этом горниле высоких поэтических чувств эпохи полной драматизма и родилось новое движение в искусстве - романтизм. Салонная подслащённая античность казалась фальшивой и такой далёкой от жизни. Однажды на выставке он не выдержал и закричал: хватит лакированных пустышек! Пора потрясти сытых зевак! Ему так хотелось сказать новое слово и открыть новую красоту в искусстве, нарушить покой буржуазного Салона.

Свобода, ведущая народ
Смерть Сарданапала
Ладья Данте
    По ночам он открывал томик своего любимого Данте и ему так хотелось, чтобы светская чернь, уставшая от эпикурейских услад узнала бы себя в фигурах грешников, корчащихся от адских мук; чтоб великие образы поэтов напомнили бы этим зевакам о более высоком призвании Человека. И это случилось. Выставленную в Салоне "Ладью Данте" назвали "метеором, упавшим в болото посреди пламени, дыма и грохота". Были и другие мнения, но было ясно одно: это была победа! Его "Ладью" называли "порывом рождающегося превосходства", шедевром, взлётом таланта, гениальным произведением. Был и поток похвал, и мелких щипков, были ругательства и злоба реакционеров. Его называли варваром, маньяком, бешеным и полоумным. Душители свобод боялись романтиков, так как считали их завтрашними революционерами.
      Радостно клокочет в полотне Делакруа великая симфония Революции: звучат пунцовые, алые, пурпурные, багряные, красные цвета и вторят им синие, голубые, лазурные сочетаясь с яркими ударами белого. Энергична и мощна лепка полотна, полного экспрессии и динамики. Образ Свободы просто незабываем. Это был шедевр, симфоническая поэма, воспевающая Революцию. Колдовская кисть художника заставила нас поверить в чудо: сама Свобода встала плечом к плечу с восставшими. Делакруа заставил зазвучать всю клавиатуру палитры и ему удалось вернуть живописи звучность полотен венецианских мастеров. Это был триумф романтизма.
Ольга Смирнова (Специально для www.RussianArtinSacramento.com)