Городок на Украине, летняя жара. Жаль, нет моря... Зато
есть балкон, на котором жарится на солнце 14-летняя школьница. Мне не скучно.
Снова и снова пытаюсь одолеть «Слово о полку Игореве» - на старославянском.
Хорошо хоть буквы в книжке современные, русские.
Хрестоматия по древней литературе была куплена накануне,
копеек за 70, на развале рядом с троллейбусной остановкой. Так до сих пор и
помнится, хоть разбуди среди ночи: «Нелепо ли ны бяшет, братие, начати старые
словесы»... Или: «боян бо вещий аще кому хотяше песнь творити». И Ярославна -
на забрале «зегзицею... рано кычеть». Я по-прежнему обожаю эти строчки...
В то лето сбылась еще одна заветная мечта: в Москве, в
Третьяковке, я впервые увидела Андрея Рублева - и иконы были настоящие, а не
репродукции из альбома. Тоже вполне себе повод для счастья!
Сегодня уже и не верится, но так было. Загадочный, как
инопланетянин, Андрей Рублев, первый великий художник Древней Руси, такой же,
по сути, миф, как и князь-неудачник Игорь из «Слова о полку...» - для нас, тогдашних
школьников, они были ну... словно близкие родственники. Уже прогремели на весь
мир знаменитые «Страсти по Рублеву» Андрея Тарковского, а без оперы «Князь
Игорь» Бородина вообще не обходился ни один правительственный концерт...
Пропаганда? Возможно. Но, удивительное дело, - именно так,
из репродукций, походов в театр всем классом, из вдохновенных речей академика
Лихачева - на голубых экранах он, главный телепроповедник всего СССР, появлялся
никак не реже молодой Аллы Борисовны! - в результате вылепилось вовсе не
шуточное - а наше личное ощущение Родины, ее истории..
Между тем из жизни Андрея Рублева более-менее точно
известен разве что возраст - он родился около 650 лет назад. И все, что за
столько лет написано о гениальном мастере, строится лишь на трех (!) летописных
упоминаниях о нем. Так что неудивительно, что его главной «биографией» стал
киношедевр Тарковского, снятый в 60-е. А чертами странствующего иконописца
стали черты молодого актера Солоницына...
Кстати, по мнению историков, свободно бродить по земле, как
у Тарковского, монах Рублев вряд ли мог. Православие строго приписывало иноков
к монастырям. И главным домом преподобного Андрея - это тоже известно -
навсегда стал Спасо-Андроников монастырь, расположенный в Москве, рядом с
нынешней площадью Ильича.
Это удивительное место - идеальное для тихих воскресных
прогулок, хотя рядом - Курский вокзал и вечные пробки на трассе... В
Спасо-Андрониковом снимал свой фильм Тарковский. А сейчас расположен Музей
древнерусского искусства имени Рублева. Там же, по одной из версий, находится и
могила великого художника..
В монастыре Андрей Рублев, несмотря на прижизненную славу,
жил как простой монах, трудился в смирении и... безмолвии. Культ молчания - это
было действительно важно! Считалось, что иначе невозможно познать Творца и
выстроить в душе храм...
Видимо, так, в безмолвии и полной внутренней
сосредоточенности, Рублев и создал свой главный шедевр - икону Живоначальной
Троицы. Она была написана по заказу и благословению церкви в «похвалу»
преподобного Сергия Радонежского. И понятно, что, создавая «Троицу», Рублев
меньше всего думал о себе и своей славе - считается, что именно эта чудотворная
икона фактически спасла, помогла собрать воедино истерзанную внутренними
распрями страну. Стала воплощением национальной идеи, вдохновила на победу в
Куликовской битве.
История повторяется. Известно, что, когда в угаре революции
большевики рушили храмы и расстреливали священников, стала крылатой фраза Павла
Флоренского, знаменитого священника и богослова: «Есть «Троица» Рублева,
следовательно, есть Бог».
Поиск национальной идеи продолжается и сегодня...
Валентина
ТЕРЕХИНА