Великие имена

Гений молчания

Городок на Украине, летняя жара. Жаль, нет моря... Зато есть балкон, на котором жарится на солнце 14-летняя школьница. Мне не скучно. Снова и снова пытаюсь одолеть «Слово о полку Игореве» - на старославянском. Хорошо хоть буквы в книжке современные, русские.
Хрестоматия по древней литературе была куплена накануне, копеек за 70, на развале рядом с троллейбусной остановкой. Так до сих пор и помнится, хоть разбуди среди ночи: «Нелепо ли ны бяшет, братие, начати старые словесы»... Или: «боян бо вещий аще кому хотяше песнь творити». И Ярославна - на забрале «зегзицею... рано кычеть». Я по-прежнему обожаю эти строчки...
    В то лето сбылась еще одна заветная мечта: в Москве, в Третьяковке, я впервые увидела Андрея Рублева - и иконы были настоящие, а не репродукции из альбома. Тоже вполне себе повод для счастья!

    Сегодня уже и не верится, но так было. Загадочный, как инопланетянин, Андрей Рублев, первый великий художник Древней Руси, такой же, по сути, миф, как и князь-неудачник Игорь из «Слова о полку...» - для нас, тогдашних школьников, они были ну... словно близкие родственники. Уже прогремели на весь мир знаменитые «Страсти по Рублеву» Андрея Тарковского, а без оперы «Князь Игорь» Бородина вообще не обходился ни один правительственный концерт...
    Пропаганда? Возможно. Но, удивительное дело, - именно так, из репродукций, походов в театр всем классом, из вдохновенных речей академика Лихачева - на голубых экранах он, главный телепроповедник всего СССР, появлялся никак не реже молодой Аллы Борисовны! - в результате вылепилось вовсе не шуточное - а наше личное ощущение Родины, ее истории..
    Между тем из жизни Андрея Рублева более-менее точно известен разве что возраст - он родился около 650 лет назад. И все, что за столько лет написано о гениальном мастере, строится лишь на трех (!) летописных упоминаниях о нем. Так что неудивительно, что его главной «биографией» стал киношедевр Тарковского, снятый в 60-е. А чертами странствующего иконописца стали черты молодого актера Солоницына...
Кстати, по мнению историков, свободно бродить по земле, как у Тарковского, монах Рублев вряд ли мог. Православие строго приписывало иноков к монастырям. И главным домом преподобного Андрея - это тоже известно - навсегда стал Спасо-Андроников монастырь, расположенный в Москве, рядом с нынешней площадью Ильича.
    Это удивительное место - идеальное для тихих воскресных прогулок, хотя рядом - Курский вокзал и вечные пробки на трассе... В Спасо-Андрониковом снимал свой фильм Тарковский. А сейчас расположен Музей древнерусского искусства имени Рублева. Там же, по одной из версий, находится и могила великого художника..
    В монастыре Андрей Рублев, несмотря на прижизненную славу, жил как простой монах, трудился в смирении и... безмолвии. Культ молчания - это было действительно важно! Считалось, что иначе невозможно познать Творца и выстроить в душе храм...
Видимо, так, в безмолвии и полной внутренней сосредоточенности, Рублев и создал свой главный шедевр - икону Живоначальной Троицы. Она была написана по заказу и благословению церкви в «похвалу» преподобного Сергия Радонежского. И понятно, что, создавая «Троицу», Рублев меньше всего думал о себе и своей славе - считается, что именно эта чудотворная икона фактически спасла, помогла собрать воедино истерзанную внутренними распрями страну. Стала воплощением национальной идеи, вдохновила на победу в Куликовской битве.
    История повторяется. Известно, что, когда в угаре революции большевики рушили храмы и расстреливали священников, стала крылатой фраза Павла Флоренского, знаменитого священника и богослова: «Есть «Троица» Рублева, следовательно, есть Бог».
Поиск национальной идеи продолжается и сегодня...
Валентина ТЕРЕХИНА