Великие имена

«Король живописцев» и «живописец королей»

Питер Пауль Рубенс
Автопортрет
«Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс – бог»! – так сказал знаменитый художник Делакруа. В восторге от Рубенса и выдающийся историк Николай Карамзин; он называл его «фламандским Рафаэлем» с богатыми мыслями и живыми красками. И действительно вся жизнь художника была богатой палитрой с живыми красками. Ему сопутствовала громкая слава; его называли «королём живописцев» и «живописцем королей». Он был придворным дипломатом и художником испанских правителей,  выполнял заказы итальянской знати, был блестящим знатоком античного искусства и античной мифологии, его многочисленные работы на античные сюжеты показывают его восхищение жизнью, красотой цветущего человеческого тела с его теплотой и трепетностью: «Союз Земли и воды»,  «Статуя Цереры»,  «Похищение дочерей Левкиппа»,  «Персей и Андромеда», которая считается одной из самых совершенных работ в его творчестве.
    Из мастерской Рубенса вышли не только живописцы, но и скульпторы, архитекторы, граверы. Ученики годами ждали очереди чтобы попасть в мастерскую прославленного мастера.
Поклонение волхвов
    Его крупномасштабная работа «Поклонение волхвов» была  заказана для большой антверпенской ратуши. Традиционная тема христианского искусства приобретает характер яркого, мощного, земного зрелища, которое поражает своей свободой композиционного решения и творческой энергией мастера. Затем последовали монументальные алтарные композиции, упрочившие его репутацию: «Водружение креста» и «Снятие с креста». Эти работы произвели настоящую революцию в антверпенской живописи, так как сочетают в себе обе стороны рубенсовского искусства – «барочную» и «классическую».

Водружение креста
    Его женские портреты очаровательны. После смерти своей любимой супруги Изабеллы Рубенс женился во второй раз на Елене, которая оставалась до конца жизни верной его спутницей и музой. Во всех женских образах  соединяются черты Изабеллы и Елены, незримо взаимодействуя друг с другом.

Снятие с креста
    Рубенс явился первооткрывателем нового жанра в искусстве – это сочетание анималистического жанра с пейзажем. Его волнует бурная динамика борьбы человека с силами природы, движение, физическая мощь человека. В его «Охоте на львов» - безудержный вихрь борьбы, воля к победе, мужество и человеческая отвага. Он и сам стал одним из героев своих полотен на склоне лет, упорно и героически сопротивляясь своим недугами.
                    Ольга Смирнова (Специально для www.RussianArtinSacramento.com)

Союз земли и воды