Великие имена

Совершенство личности Никола Пуссена

Пуссен. Автопортрет
Французского живописца  Никола Пуссена называют основателем стиля классицизм. Он был первым французским художником, воспринявшим традицию классического стиля Рафаэля и Леонардо да Винчи. Его произведения – это пример высокой морали и гражданской доблести. Делакруа говорил, что жизнь его красива и благородна, как и его творения. Он ставил Пуссена в пример всем, кто решит посвятить себя искусству. Другой художник говорил о нём, что творения его – это пример для благородных умов, стремящихся к вершинам.
    Всю жизнь он стремился к вершинам и слыл образованным человеком:  постигал латынь и философию, изучал оптику, геометрию, анатомию, делал замеры античных памятников, иллюстрировал рукописи Леонардо да Винчи, работал по заказам кардинала Барберини и других римских аристократов, был избран членом Академии святого Луки. Его огромная популярность привлекала внимание Людовика XIII.
   Сам Никола Пуссен говорил, что избегает беспорядочности и любит вещи прекрасно организованные. Неудивительно, что творчество его стало эталоном для  французской Академии живописи и скульптуры . Темы античной мифологии и древней истории в его творчестве раскрывают темы современной ему эпохи и воспитывают совершенную личность.
    Не расставаясь с детства с альбомом и карандашом, он тайком от родителей, без гроша в кармане отправился в Париж чтобы учиться искусству. И судьба послала ему навстречу людей, питавших страсть к искусству. Но не найдя достойных учителей, он с большим рвением занялся изучением великих мастеров античности и Возрождения. И до конца своих дней он считал их своими настоящими учителями.
    Примером классицизма служит его работа  «Смерть Германика», где ясность композиции сочетается с внешней упорядоченностью и рационализмом. Тема произведения в духе суровой героики античного повествования с идеей служения долгу. Гибель героя воспринимается здесь как трагедия общественного значения.

Смерть Германика
    Свидетельством его признания служит и образ мученика св. Эразма, написанный для собора святого Петра, потребовавший огромных затрат времени и сил. Этот заказ имел большое общественное значение.
    Его работы  «Танкред и Эрминия» и «Царство Флоры» принадлежат к числу картин, отличающихся утончённостью и богатством колорита, воскрешают мужественный гений древних.

Танкред и Эрминия
Царство Флоры
Зима
    Творческий путь Никола Пуссена заканчивает серия пейзажей, символизирующих времена года и обогащенных библейскими сценами. О его последней картине «Зима» Гёте сказал: «страшная красота». Эта сцена всемирного потопа, этот холодный ледяной колорит  являют взору слепую и безжалостную стихию с неотвратимо надвигающейся гибелью, вечное движение природы – от жизни к смерти.

Ольга Смирнова
Специально для www.RussianArtinSacramento.com