"Нарцис". Караваджо |
По интерпретации
этого мифа его работа очень напоминает работы художников античности. Большую
часть работы занимает портретное изображение привлекательного юноши,
склоненного над водоемом, однако это уже не охотник в диком лесу, а знатный
горожанин в богатой одежде, а ручей заменен фонтаном. Существенное отличие в
том, что зритель уже не видит взгляда героя, который обращен к своему
отражению, однако отражения лица, а значит и взгляда, не видно. Интересно
также, что древесный массив на заднем плане по своим очертаниям отдаленно
напоминает человеческую фигуру, показанную в профиль, которая будто дублирует
Нарцисса. Возможно, это неосознанный намек на присутствие нимфы Эхо, а
возможно, указание на то, что Нарцисс, превратившись в цветок, отождествляется
с миром природы, покидая человеческий мир социальных взаимоотношений.
Любопытно, что
голову Нарцисса венчает венок из зеленых листьев. Сложно сказать, какое это
растение, но известно, что в древнегреческой культуре использовали венки
из листьев лавра, оливкового дерева и сельдерея. Лавр обозначал победу и мир и
был посвящен Дионису и Аполлону. Существует миф, где рассказывается, как
Аполлон преследовал нимфу Дафну, принявшую обет целомудрия. Дафна взмолилась о
помощи, и тогда боги превратили ее в дерево лавр, которое тщетно и безутешно
обнимал Аполлон. С тех пор лавр принято считать священным растением Аполлона. Можно говорить о
том, что венок призван подчеркнуть привлекательность Нарцисса и превосходство
над другими людьми.
Нарцис. Бенвенуто Челлини |
Еще одна работа искусства
эпохи Возрождения, отображающая миф о Нарциссе, принадлежит Бенвенуто Челлини,
который был родом из Флоренции. Современники ценили Челлини как ремесленника, а
насчет его художественного дарования мнения были противоречивы; однако,
несмотря на это, именно он должен был представлять скульпторов на торжественной
церемонии погребения Микеланджело. Кроме того, его считали
непревзойденным мастером медальерного искусства, превосходящим даже древних, и
величайшим ювелиром своего времени. Скульптурная работа Бенвенуто Челлини также
очень близка по своей трактовке к восприятию образа Нарцисса в античности.
Отражение как таковое лишь угадывается там, где заканчивается скульптура, туда
же обращен взгляд Нарцисса.
Особенно
интересным искусство становится в переходные эпохи - и не только как зеркало
социума, но как сфера, в которой, параллельно с мистическими течениями,
рождается и фиксируется новый духовный опыт. Именно таким, неустойчивым в своих
мировоззренческих представлениях, периодом стал период эпохи Барокко.
Восприятие в этой противоречивой среде мифа о Нарциссе особенно интересно.
Нарцис. Карл Брюлов |
Миф о Нарциссе в
искусстве Барокко нашел свое воплощение в работе итальянского живописца
Караваджо. Имя Караваджо происходит от названия городка в Северной Италии, где
художник родился в 1573 году. В отличие от многих своих современников, которые
воспринимали лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей,
Караваджо сумел отказаться от традиций и создать свой собственный,
индивидуальный стиль. Биографы Караваджо пишут, что он с презрением относился к
великим мастерам прошлого, в том числе, к античному искусству. Особенно сильно
критиковали Караваджо за несоблюдение канонов при обращении к религиозным
сюжетам, где он, как и в остальных своих работах, подчеркивал реализм,
приземленность человеческого бытия.
В работе
Караваджо «Нарцисс» можно увидеть обычного юношу в простой одежде, склоненного
к воде. Он явно не богат и не отличается изумительной красотой, но привлекает
внимание своей человечностью, сходством с каждым из современников Караваджо.
Сюжет картины
минимален: Нарцисс и его отражение. На полотне нет ничего лишнего,
отвлекающего, никаких ярких красок и многослойного плана, только высветленные
на черном фоне детали образа и его отражения. Примечательно, что работа почти
симметрично поделена надвое границей между водой и сушей, и художник равное
внимание уделил как изображению героя, так и изображению его отражения.
Равнозначность реального и отраженного миров подчеркивает противоречивый
характер эпохи, в которой жил и творил Караваджо, а значит, и противоречивый
характер искусства Барокко.
Если
рассматривать эту работу с точки зрения явленных в ней архетипов, то ключевыми
представляются архетип Тени и архетип Анимы (вкупе с архетипом Матери). Архетип
Тени в картине Караваджо будто подсказывает, что противоречия в обществе
эпохи барокко действительно существенны, но вполне могут быть поняты, и для
этого вовсе не надо углубляться в исследование механизмов коллективного
бессознательного, достаточно осознать и принять хотя бы явные, поверхностные
недостатки в жизни каждой отдельной личности. Но именно это, как правило,
является очень сложным, а для кого-то просто невыполнимым.
Нарцисс Караваджо
будто загипнотизирован собственным отражением, будто склоняется все ниже и
ниже, приближая собственную гибель, и одна его рука уже воды касается, но
другой он еще устойчиво опирается о берег, а значит остается надежда, что
благоразумие возьмет верх и вернет человека в устойчивое положение на суше.
Однако нет никаких явных указаний на то, что исход будет именно таким.
Караваджо
оставляет вопрос открытым, и отвечать на него придется уже его потомкам.
Елена Островская