Джото ди Бондоне |
Во времена Джотто перспектива ещё не была разработана и он творил полагаясь исключительно на зрительную память и интуицию. Он вдохнул дыхание жизни, объём и иллюзию трёхмерности в застывший и принципиально двухмерный мир, пренебрегающий перспективой. В результате ему удалось передать иллюзию реального пространства на плоскости и кроме того - реальные чувства и накал страстей. Главным для него было - это содержание, религиозная идея, отображение величия божественных образов.
Одним из наиболее знаменитых сюжетов Джотто является фреска "Поцелуй Иуды". К Христу подходит Иуда и вытягивает губы для поцелуя. В ответ Христос смотрит прямо ему в глаза - многозначительно и пристально; и этот невыразимый никакими словами взгляд вскрывает глубочайшие недра человеческой души, сохраняя при этом исключительное спокойствие. Знал ли Он, что это значит? Да, Он знал о предательстве и это ясное сознание своей уготованной судьбы придаёт ему характер настоящего возвышенного героизма.
Великолепна его фреска "Распятье" в церкви святого Франциска в Ассизи. Центральная её фигура будто парит над землёй в сопровождении ангелов, раскинув руки, а ученики тянутся к нему с устремлённостью к высшему идеалу. А в левом углу изображена сцена снятия с креста. Надо сказать, что в иконописи было приемлемо совмещать неодновременные события и тем самым подчеркнуть их единство в вечности; сказывалось ещё и пренебрежение к перспективе.
Ещё одна фреска этой церкви - "Оплакивающие Христа"; нам она демонстрирует застывшие мгновения, которые заставляют нас вспомнить рисунки античных мастеров. Здесь целая гамма скорби, различные её виды: от эмоционально-бурного отчаянья до печального раздумья или глубокой грусти. Иконописная традиция сохранила лишь условно очерченный пейзаж. Существует версия, что работы эти были выполнены не самим Джотто, а его учениками и в шутку их называли "джоттесками".
Джотто долго жил и работал в Риме. Другие его работы - это мозаика "Чудо на Генисаретском озере", роспись капеллы дель Арена, где на цоколе мастер изобразил 14 аллегорий "Добродетелей" и "Пророков", а на входной её стене монументальный "Страшный суд" со сценками из жизни Христа.
Ольга Смирнова
(Специально для www.RussianArtinSacramento.com)