Великие имена

ЕГО НАЗЫВАЛИ РУССКИМ РАФАЭЛЕМ

Егоров Алексей Егорович
"И кончик искусной божественной кисти
Ронял свои слёзы смиренно на холст"
 - эти строки были посвящены Егорову Алексею Егоровичу - одному из самых одарённых мастеров русского искусства. Однажды во время боевого похода русские казаки подобрали в степи мальчика калмыка. Он с детства обнаружил любовь к рисованию и достиг наивысшей ступени академической карьеры: был академиком и профессором первой степени Петербургской Академии Художеств.
    В Италии он был невероятно знаменит, даже Папа Пий VII предлагал ему должность придворного живописца, но он предпочёл вернуться в Петербург. О его таланте ходило множество легенд.
     Одна из легенд повествует как Егоров однажды отстоял честь русского искусства. Один местный художник итальянец как-то заявил, что русский никогда не сможет изобразить человеческую фигуру настолько мастерски как это может сделать итальянец. И тут Егоров взял уголёк со словами "а так вы умеете?" и одним росчерком на белой стене изобразил человека, начиная с большого пальца левой ноги. После этого случая итальянские любители платили Егорову столько золотых монет, сколько помещалось на поверхности изображения.

Мадонна с Христом и Иоанном
    Религиозные сюжеты занимают в творчестве Егорова самое большое место. Он написал много икон для петербургских церквей, малой и дворцовой церквей Царского Села, Казанского и Троицкого соборов, Сионского собора в Тифлисе. Писал и станковые картины на библейские сюжеты: "Мадонна с Христом и Иоанном",  "Исцеление расслабленного",  "Явление Христа Марии Магдалине",  "Отдых на пути в Египет".
Явление Христа Марии Магдалине
    Картина "Истязание Спасителя" стала самой известной картиной художника Егорова. Множество подготовительных рисунков и живописных эскизов говорят о том, с какой тщательностью маститый художник продумывал композицию. Эта картина была воспринята современниками  как эталон академического искусства. Один из профессоров анатомии, который любил демонстрировать ученикам анатомические погрешности на картинах и статуях, высказал мнение о картине Егорова, что в ней нет ни единой ошибки.

Истязание Христа
    С рисунков художника было выполнено много гравюр на дереве; сам художник выпустил целый альбом рисунков, сочинённых и награвированных карандашной манерой. Это были композиции на темы Священного Писания, повторившие многие из них его живописные работы.
Портрет девочки
    Кроме религиозных сюжетов Егоров писал также  и портреты, и жанровые сцены  /"Сусанна",  "Купальщицы"/. Пользуясь безграничным уважением коллег-художников и многочисленных учеников, он не мог даже предположить о том ударе, который ожидает его на склоне лет. Императору Николаю I не понравились образа, сделанные художником для церкви Святой Троицы и царь объявил, что они "дурно написаны"; велел вынести выговор всем, кто принимал участие в их написании, в их числе оказался и Егоров. Спустя пять лет пришла настоящая беда: император снова забраковал образа, только теперь для церкви Царского Села и дал повеление вовсе уволить со службы. Совет Академии Художеств вступился за честь художника, но несмотря на это Егорову пришлось уйти из Академии, в которой прошла вся его жизнь. Но Егоров не утратил своего авторитета в глазах учеников, в числе которых был и Карл Брюллов; они посещали своего бывшего профессора, получали наставления и советы, показывали свои работы и очень дорожили его мнением.
Ольга Смирнова