Великие имена

Сюрреалистические сдвиги Жоржа Брака

Жорж Брак
    Однажды французский поэт Гийом Аполлинер привёл в мастерскую к своему другу Пикассо молодого художника. Пикассо заканчивал своих «Авиньонских девиц». Художник, а это был Жорж Брак, был потрясён. Он долго разглядывал этих бессовестных чертовок и временами переводил взгляд на безумного гения. Брак был настолько поражён картиной, что заявил Аполлинеру: «Пикассо хочет заставить меня глотать паклю и пить керосин». В ответ Гийом только расхохотался: он прекрасно знал Пикассо, этого сюрреалиста с его парадоксами.

    Как известно, картина Пикассо не была принята даже друзьями, так как вызвала шок и возмущение приличных буржуа, торжество низких инстинктов их возмутило и потрясло, некоторые заговорили даже о сумасшествии автора. Матисс был просто в бешенстве. Это был скандал. Коллекционеры отказались наотрез ее приобрести, зато её автор, гениальный мистификатор Пикассо, приобрёл в лице Жоржа Брака восторженного последователя и самого преданного друга, в сотрудничестве с которым и родилось новое течение в живописи с названием «кубизм». Неприличная шутка в результате обернулась революцией в живописи.
    Пейзажи Жоржа Брака в форме цилиндров, конусов и сфер не были приняты ; Матисс называл их просто «кубиками», но Брак и Пикассо продолжали развивать новые принципы художественного направления. В картинах Брака появляется новый интерес к перспективе и геометрии, он активно изучает световые эффекты, заинтересованно развивает идею Сезанна множественных перспективных точек зрения. В его работах появляются графические знаки: цифры, ноты, типографические буквы, коллажи из газетных обрывков, обоев, клеёнки с имитацией различной текстуры. Предметы на картине как будто расщепляются на отдельные элементы: рисунок, цвет, фактура отслаиваются и обретают свою автономность: «Бокал, скрипка и нотная тетрадь», «Стол музыканта», «Гитарист».

Жорж Брак. Музыкальные инструменты
Жорж Брак.  Гавань в Нормандии
Жорж Брак. Харбор
    Кульминацией фазы синтетического кубизма в творчестве художника стала масштабная композиция с названием «Музыкантша», после которой элементы кубизма постепенно идут на убыль. Признание пришло только в 1922 году после выставки, где была представлена серия картин в богатой живописной манере: Столы, Камины и Канефоры.

Жорж Брак. Женщина с мандолиной
Жорж Брак. Пейзаж в стиле марина
Жорж Брак. Розовая скатерть
    В жизни Жоржа Брака было и увлечение искусством модернистов, интересовался и фовизмом, был под сильным влиянием Поля Сезанна, работал в группе Анри Матисса. Во время Первой Мировой войны был призван на фронт и получил ранение в голову. Дальнейшее его творчество уходит от угловатого кубизма и приобретает более привлекательные и спокойные формы. Колорит его работ высветляется и содержит тонкие градации голубых, охристых, серых, оливковых оттенков. Картины Жоржа Брака демонстрируют нам сдержанность, тонкость замысла и цвета, например работа «Список».
    Вершиной творчества Жоржа Брака стал цикл состоящий из восьми больших полотен с названием «Мастерские», созданный в 1949-1956 годах. Сквозным мотивом позднего творчества Брака является летящая птица. Образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему. Им была произведена роспись плафона в Луврском зале этрусков «Расправив крылья». Изображение больших чёрных птиц на фоне голубого неба стало одним из частых мотивов поздних работ мастера.