|
Жорж Брак |
Однажды французский поэт Гийом
Аполлинер привёл в мастерскую к своему другу Пикассо молодого художника.
Пикассо заканчивал своих «Авиньонских девиц». Художник, а это был Жорж Брак,
был потрясён. Он долго разглядывал этих бессовестных чертовок и временами переводил
взгляд на безумного гения. Брак был настолько поражён картиной, что заявил
Аполлинеру: «Пикассо хочет заставить меня глотать паклю и пить керосин». В
ответ Гийом только расхохотался: он прекрасно знал Пикассо, этого сюрреалиста с
его парадоксами.
Как известно, картина Пикассо не
была принята даже друзьями, так как вызвала шок и возмущение приличных буржуа,
торжество низких инстинктов их возмутило и потрясло, некоторые заговорили даже
о сумасшествии автора. Матисс был просто в бешенстве. Это был скандал.
Коллекционеры отказались наотрез ее приобрести, зато её автор, гениальный
мистификатор Пикассо, приобрёл в лице Жоржа Брака восторженного последователя и
самого преданного друга, в сотрудничестве с которым и родилось новое течение в
живописи с названием «кубизм». Неприличная шутка в результате обернулась
революцией в живописи.
Пейзажи Жоржа Брака в форме
цилиндров, конусов и сфер не были приняты ; Матисс называл их просто
«кубиками», но Брак и Пикассо продолжали развивать новые принципы
художественного направления. В картинах Брака появляется новый интерес к
перспективе и геометрии, он активно изучает световые эффекты, заинтересованно
развивает идею Сезанна множественных перспективных точек зрения. В его работах
появляются графические знаки: цифры, ноты, типографические буквы, коллажи из
газетных обрывков, обоев, клеёнки с имитацией различной текстуры. Предметы на
картине как будто расщепляются на отдельные элементы: рисунок, цвет, фактура
отслаиваются и обретают свою автономность: «Бокал, скрипка и нотная тетрадь»,
«Стол музыканта», «Гитарист».
|
Жорж Брак. Музыкальные инструменты |
|
Жорж Брак. Гавань в Нормандии |
|
Жорж Брак. Харбор |
Кульминацией фазы синтетического
кубизма в творчестве художника стала масштабная композиция с названием
«Музыкантша», после которой элементы кубизма постепенно идут на убыль. Признание пришло только в 1922 году
после выставки, где была представлена серия картин в богатой живописной манере:
Столы, Камины и Канефоры.
|
Жорж Брак. Женщина с мандолиной |
|
Жорж Брак. Пейзаж в стиле марина |
|
Жорж Брак. Розовая скатерть |
В жизни Жоржа Брака было и увлечение
искусством модернистов, интересовался и фовизмом, был под сильным влиянием Поля
Сезанна, работал в группе Анри Матисса. Во время Первой Мировой войны был
призван на фронт и получил ранение в голову. Дальнейшее его творчество уходит
от угловатого кубизма и приобретает более привлекательные и спокойные формы.
Колорит его работ высветляется и содержит тонкие градации голубых, охристых,
серых, оливковых оттенков. Картины Жоржа Брака демонстрируют нам сдержанность,
тонкость замысла и цвета, например работа «Список».
Вершиной творчества Жоржа Брака стал
цикл состоящий из восьми больших полотен с названием «Мастерские», созданный в
1949-1956 годах. Сквозным мотивом позднего творчества
Брака является летящая птица. Образ летящей птицы развивается в самостоятельную
тему. Им была произведена роспись плафона в Луврском зале этрусков «Расправив
крылья». Изображение больших чёрных птиц на фоне голубого неба стало одним из
частых мотивов поздних работ мастера.