Известно множество рисунков А.С.Пушкина. Одних только автопортретов известно
около шестидесяти, которые являются важнейшей частью его графики и порой далеки
от самообольщения. Несколько сот портретов друзей, близких, знакомых или
государственных деятелей, литераторов, исторических лиц. Есть и иллюстрации к
собственным произведениям, пейзажные зарисовки, наброски лошадей, деревьев,
птиц.
Рисунки покрывают большинство рукописей поэта. Они великолепны по своей ритмике и пластике, порою росчерки переходят в изображения, некоторые из которых находятся вне текста, на отдельных листах. Пушкин довольно ревниво относился к полиграфическому оформлению своих произведений. Не раз из ссылки писал друзьям и брату о том, какое оформление будущей книги он хотел бы видеть. Поэтому часто в его рукописях встречаются концовки, виньетки, проекты обложек, наброски иллюстраций, названные тонким знатоком пушкинской графики А.Эфросом "зрительным комментарием Пушкина к самому себе, зрительным отчётом о людях и событиях".
Мы настолько привыкли к ним и они так прочно вошли в наше сознание, что нам уже трудно представить творчество Пушкина без этих виньеток и росчерков, профилей и ножек; мы привыкли уже к той портретной галерее, которую оставил поэт в своих набросках.
Среди бессвязного маранья
Мелькали мысли, замечанья,
Портреты, числа, имена
Да буквы, тайны письмена...
Рисунки покрывают большинство рукописей поэта. Они великолепны по своей ритмике и пластике, порою росчерки переходят в изображения, некоторые из которых находятся вне текста, на отдельных листах. Пушкин довольно ревниво относился к полиграфическому оформлению своих произведений. Не раз из ссылки писал друзьям и брату о том, какое оформление будущей книги он хотел бы видеть. Поэтому часто в его рукописях встречаются концовки, виньетки, проекты обложек, наброски иллюстраций, названные тонким знатоком пушкинской графики А.Эфросом "зрительным комментарием Пушкина к самому себе, зрительным отчётом о людях и событиях".
Мы настолько привыкли к ним и они так прочно вошли в наше сознание, что нам уже трудно представить творчество Пушкина без этих виньеток и росчерков, профилей и ножек; мы привыкли уже к той портретной галерее, которую оставил поэт в своих набросках.
Среди бессвязного маранья
Мелькали мысли, замечанья,
Портреты, числа, имена
Да буквы, тайны письмена...
Ольга Смирнова (Специально для www.RussianArtinSacramento.com)