Их связывала всю жизнь верная и нежная дружба. Когда Эдуард
Мане умер, Клод Моне и группа друзей с огромным трудом собрали двадцать тысяч
франков и купили у вдовы живописца «Олимпию».
Цель? Преподнести «Олимпию» государству. Заставить выставить
ее в Лувре.
«Олимпия». Мотив этой картины возник еще давно, в веках,
когда все великие мастера, начиная от Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Пуссена,
Рембрандта, Гойи, бесконечно повторяли вечный, глубоко человечный и прекрасный
сюжет, называя его то «Венерой», то «Данаей» или «Юноной». Эти живописцы,
изображая обнаженную модель, подбирали приличествующий случаю мифологический
или библейский сюжет…
Эдуард Мане, следуя опыту Франсиско Гойи, написавшего в свое
время «Маху одетую» и «Маху обнаженную», создал прелестный холст, на котором
изобразил известную парижскую натурщицу Викторину Меран, тонко передав цветовые
отношения обнаженного тела юной красавицы и интерьера. Для контраста сверкающим
бледно-розовым, теплым перламутровым и холодным жемчужным тонам он поставил на
темном фоне негритянку и, что особенно озадачило салонную публику, в ногах
девушки оказался пушистый черный котенок.
Картина была предельно традиционна по исполнению. Но когда
друзья и родственники Мане решили преподнести это полотно в дар Лувру, великих
трудов стоило уговорить дирекцию принять шедевр Мане. Почему? И публику, и
дирекцию Лувра шокировала открытость сюжета картины, ведь на нем была
изображена современница, а не богиня. Вот и все! Так порою ханжество и глупость
шагают рядом.
"Олимпия" |
Ведь публика салонов и дирекция Лувра с огромным почтением
взирала бы и любовалась полотном, если бы на нем стояли имя автора XV–XVIII
веков и этикетка с надписью «Даная» или «Венера». Мечта друзей со временем свершилась. «Олимпия» сегодня —
гордость французских собраний.
Мане и Моне… На картине «Мастерская» они обсуждают работу
своего друга Базиля.
Эдуард Мане. Элегантный, в руках длинная кисть. Сзади него
чернобородый мужчина в черной паре — Клод Моне. В профиль к нам высокий,
долговязый Фредерик Базиль, автор полотна «Мастерская».
"Мастерская" |
Через несколько месяцев по окончании картины «Мастерская
художника» была объявлена франко-прусская война. Живописец Базиль записывается
добровольцем в полк зуавов. 28 ноября 1870 года он был убит в сражении при
Бон-ла-Роланде. Кстати, Мане в эту войну служил в национальной гвардии под
началом известного художника Мессонье, Ренуар был кирасиром. Дега —
артиллеристом.
Самый скромный из персонажей «Мастерской» Эдмон Метр. Это
большой друг Базиля, музыкант-любитель. Вот и сегодня, пока друзья говорят о
высоких материях и спорят, он тихо наигрывает на фортепьяно любимого Шопена.
Гудит печь, еле слышна мелодия шопеновской музыки. Сочно и
уверенно звучит голос Мане: - «Краткость в искусстве — это и необходимость и элегантность.
Человек, кратко выражающийся, заставляет думать; человек многословный
надоедает. Старайтесь всегда совершенствоваться в направлении все большей
краткости… Передавая лицо, ищите большие световые и теневые плоскости… все
остальное естественным образом добавится, и зачастую добавлять придется очень
мало. И затем, развивайте свою память. Ибо природа никогда вам не даст ничего,
кроме справки. Она словно перила, препятствующие вам впасть в банальность.
Нужно оставаться господином и делать то, что нравится. Не надо заданных уроков,
нет, не надо уроков!»
Взгляните на «Флейтиста», до чего ярко выражает этот
небольшой холст основное кредо Мане - краткость, предельный отбор, простоту и
классическую точность рисунка и цвета.
Обобщение и краткость…
"Флейтист" |
Но вернемся в последний раз к «Мастерской».
Глядя на респектабельных молодых людей в строгих черных
парах, в белоснежном белье, беседующих об искусстве, читатель вправе задать
вопрос: где же видны та нищета и лишения, которые преследовали представителей
нового движения художников?
Вот строки из писем Клода Моне:
«Я полагал, что, быть может, вы будете настолько добры и
придете мне на помощь, так как положение у меня отчаянное и, что самое худшее,
я даже не могу работать. Не стоит говорить вам, что я готов сделать все, что
угодно, и за какую угодно цену, лишь бы выкарабкаться из этого положения и
иметь возможность сейчас начать картину для следующего Салона, чтобы опять со
мной не повторилось подобной истории»…
Пробить путь к солнцу.
Наконец, на бульваре Капуцинок была открыта первая
выставка, которая дала начало и название новому движению. Сегодня жутковато
читать отчет о первой выставке молодых художников, написанный бойким пером
некоего Луи Леруа из газеты «Шаривари» за 25 апреля 1874 года.
Нет нужды цитировать всю статью, наполненную дешевыми
остротами и глупостями. Но вот строки, которые оставили в истории искусства
гроша не стоящее имя Леруа.
«Что изображает эта картина? Взгляните в каталог:
«Впечатление. Восход солнца» (картина Клода Моне).
"Впечатление. Восход солнца" |
- Впечатление- так я и думал. Я только что говорил,
сам себе, что раз я нахожусь под впечатлением, то должно же в ней быть заложено
какое-то впечатление … а что за свобода, что за мягкость исполнения! Обои в
первоначальной стадии обработки более законченны, чем этот морской пейзаж…»
Итак - виват, месье Леруа! Весь Париж только и говорил тогда о вашем «открытии».
«Импрессионисты» («импресьон» — впечатление)… Это слово
начало свою бессмертную жизнь с вашей легкой руки».
Игорь Долгополов