Великие имена

Любопытные факты из жизни великих

Микеланджело, по словам Бернини, признался перед смертью, что сожалеет о двух вещах: 1) что не сделал для спасения своей души все то, что обязан был сделать; 2) что он должен умереть тогда, когда только начал читать по слогам в своей профессии.
*******
Во время Второй мировой войны в результате бомбежки Милана серьезно пострадало здание Церкви «Санта Мария делле Грацие», в которой находилась фреска «Тайной вечери»: три стены и крыша были полностью разрушены, осталась стоять только одна стена, на которой была знаменитая фреска.
*******
Паоло Веронезе в 1573 г. написал для доминиканского монастыря в Венеции картину «Тайная вечеря». Но монахи категорически отказались принимать эту картину, утверждая что это кощунственное произведение искажает евангельский сюжет и больше напоминает пир венецианских патрициев. Веронезе пытался оправдать это тем, что он пытался заполнять свободное пространство теми деталями, которые кажутся ему наиболее интересными с точки зрения живописи. В результате за эту картину Веронезе пришлось предстать пред судом инквизиции, который обязал художника в течение трех месяцев исправить картину. Но Веронезе не стал переписывать картину, он просто поменял ее название. Так «Тайная вечеря» стала «Пиром в доме Левия», и все встало на свои места. Больше претензий ни у кого не было.
*******
Джотто был учеником в мастерской флорентийского художника Чимабуе Джованни. Однажды, когда его учитель во время работы на некоторое время отлучился, Джотто нарисовал на носу одной из фигур, написанных Чимабуе, муху, настолько реалистично, что когда его учитель вернулся, чтобы продолжить работу, он несколько раз безуспешно пытался согнать эту муху, приняв ее за настоящую, пока не заметил своей ошибки.
*******
Прошло несколько лет, Папа Римский Бонифаций VIII решил поискать мастеров превосходных в живописи для того, чтобы произвести некоторые работы в соборе Святого Петра. Для этого он отправил во Флоренцию и Сиену своего придворного, которые должен был познакомиться с местными живописцами и взять у них образцы рисунков. И по этим образцам Папа должен был выбрать наиболее искусного. Когда посланник Папы прибыл к Джотто и рассказал ему о своем поручении, Джотто взял лист бумаги, обмакнул кисть в красную краску и прижав локоть к боку, начертил абсолютно правильный и ровный круг. Затем Джотто взял этот лист и передал его придворному со словами: «Вот Вам рисунок». На что в ответ услышал удивленное: «Как, другого рисунка не будет?» Джотто ответил: «И этого одного будет слишком много». Когда образцы рисунков дошли до Папы, его посланник рассказал, как Джотто нарисовал этот круг, не используя циркуль и не двигая локтем. Папа Бонифаций VIII знавший толк в живописи, признал, что Джотто своим мастерством превосходит всех остальных живописцев своего времени. В результате Джотто был приглашен в Рим с большими почестями. Ему было поручено написать в соборе Святого Петра пять историй из жизни Христа. И Джотто сделал это с большим мастерством и тщательностью. Когда Папа увидел эти работы, они настолько ему понравились, что он заказал художнику написать истории из Ветхого и Нового Завета по всему собору Святого Петра.
*******
В 1871 году Петербургская Академия художеств объявила конкурс для выпускников: они должны были нарисовать картину на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». Победителя ждала награда – поездка на шесть лет за границу за счет казны для изучения достижений западноевропейской живописи. В этот год оказалось два победителя – Василий Поленов и Илья Репин. Они оба написали прекрасные картины на один и тот же сюжет.
*******
Первые эскизы к картине «Христос и грешница» Поленов сделал, находясь в Европе, а закончил только в 1887 г. Он дал ей название «Кто без греха?». Цензор, курировавший выставку, на которой должно было выставляться полотно, первоначально не хотел давать согласие на включение картины в экспозицию. Вызывало сомнение слишком реалистичное изображение Христа. На картине был сделан акцент на Его человеческой природе, божественная сущность Христа оставалась за рамками полотна. Но к счастью, картина понравилась императору и он приобрел ее для себя. Цензура переименовала картину на привычное нам «Христос и грешница». В императорском музее полотно получило уже другое название: «Блудная жена». Поленов был крайне возмущен этим фактом: «Как вы не понимаете, это совершенно противоречит Евангельскому рассказу. Ведь там ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина. И не она героиня моей картины. Ее смысл – в утверждении достоинства человека, христианского милосердия, прощения и любви»
Василий Поленов писал: «Книга, из которой я черпал содержание моих работ, учит нас милости и прощению, а не осуждению и нетерпимости, она учит относиться строго к себе и снисходительно к другим. Правда, задача очень трудная, это подвиг».
*******
Над картиной «Явление Христа народу» Иванов работал в течение 20 лет с 1837 по 1857 год в Италии. Он делает огромное количество набросков. Изучает историю, ассирийские древности и особенно Библию. По словам И.С. Тургенева: «он знал Евангелие от слова до слова». Для того, чтобы найти нужный пейзаж, он месяцами просиживал в болотах и пустынных местах Италии. Но гораздо труднее было изобразить на лицах людей момент обращения к Богу. Для этого художник изучал еврейские лица, пристально вглядывался в лица всех людей, с которыми встречался, часами просиживал в церкви и наблюдал за молящимися. Все это затягивало работу, его упрекали в том, что он ленится. Заканчивались деньги, которые ему выделялись на работу. Он вел нищенское существование. Кропотливая работа над картиной привела к тому, что художник испортил глаза и вынужден был долго лечиться. Но до тех пор, пока сам Иванов не пережил истинное обращение ко Христу, он не мог изобразить этого на полотне. По прибытии в Россию судьба картины не была ясна. После того, как она была выставлена, в печати появилась критическая статья, которая очень огорчила Иванова. Он заболел и вскоре скончался. В день его смерти пришло официальное сообщение о том, что император приобретает картину за 15 тыс. рублей серебром.
*******
Находясь в пенсионерской поездке по Италии Иван Константинович Айвазовский написал картину «Хаос. Сотворение мира» на сюжет из Библии (Бытие 1:1), которая стала настоящей сенсацией в Риме. Папа Григорий XVI купил ее, наградив художника золотой медалью. «Исполать тебе, Ваня! – писал Н.В. Гоголь Айвазовскому. – Пришел ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял «Хаос» в Ватикане».
*******
Из дневника Михаила Булгакова. «Сегодня специально ходил в редакцию «Безбожника». Был с приятелем, и он очаровал меня с первых же шагов.
- Что вам стекла не бьют? – спросил он у первой же барышни, сидящей за столом. – То есть как это? (растерянно). Нет, не бьют (зловеще).
– Жаль.
Хотел поцеловать его за это в еврейский нос. Тираж, оказывается, 70000, и весь расходится. В редакции сидит неимоверная сволочь, выходит, приходит; маленькая сцена, какие-то занавесы, декорации… На столе, на сцене, лежит какая-то священная книга, возможно Библия, над ней склонились какие-то две головы.
- Как в синагоге, сказал приятель, выходя со мной.
Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера «Безбожника», был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне. Соль в идее, ее можно доказать документально: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно Его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены».
*******
Анна Герман, узнав что больна раком поздней стадии попросила, чтобы ей принесли бабушкину Библию. И когда она читала Библию, по ее свидетельству, Бог дал ей какой-то знак, какой именно, она не сказала. Но после этого она приняла крещение в церкви адвентистов. Анна Герман умирала, как человек, познавший Бога. Не смотря на все страдания, которые ей причиняла болезнь, в ее душе жила надежда и вера. Она сочиняла музыку на стихи из Библии и записывала их на магнитофон. И записи ее христианских песен уже после ее смерти прозвучали в церкви ее бабушки. На ее надгробном памятнике написаны слова: «Господь – Пастырь мой». Это слова последней песни, которую она спела в своей земной жизни.
*******
Сергей Прокофьев, как и все дети его времени изучал «Закон Божий». Но батюшки, учившие его, не воспринимали всерьез его исканий. И не находя ответов на свои вопросы, он пережил разочарование в христианской вере. И только приехав в Америку, и познакомившись с одной протестантской общиной, он пережил настоящий духовный подъем. Прокофьев, оставаясь формально православным, посещал собрания протестантов и стал постоянным читателем журнала «Христианская наука». В 1928 году накануне подписания с Дягелевым контракта о создании балета на сюжет притчи о блудном сыне, Сергей Прокофьев написал в своем дневнике цитату из журнала «Христианская наука»: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный». Если бы каждый начинал свой день с этой песней на губах и в сердце, он был бы благословен и мог бы благословлять других».
*******
Из дневников Сергея Прокофьева:

«Когда мы думаем о добре, о Боге, о бесконечности Его благодеяний, то выясняется их гармоничность». Совершенно верно. Отражение Божие всегда гармонично, но мы, мысля материально и создавая вокруг себя материальные атмосферы, не видим этого».

«Нет блага, кроме блага, дарованного Богом. Очень важное правило для того, чтобы отметать все фальшивые желания и радости и уметь ценить настоящее. Это изречение есть компас, по которому надо вести жизнь».

Макарова Татьяна