Великие имена

Художник Сустрис Ламберт

Сустрис Ламберт (ок. 1515- 1584)- был нидерландским художником. В начале своей карьеры,он учился живописи у художника Мартена ван Хемскерка. Вскоре он отправился в Италию, где работал в кругу падуансковенецианских художников и где изучал шедевры мировой живописи. В 1545 г. Ламберт приезжает в Венецию и поступает в мастерскую к живописцу Тициану. В 1550 г. он вместе с Тицианом едет в Аугсбург, где пишет портрет <Вильгельма Старшего>. Позднее Ламберта приглашают на службу кардинал Отто Трухсес фон Вальдбург и банкир Фюггер. В этот период художник создает портреты Ханса Кристоффа, Вероники Велин (Мюнхен, Старая пинакотека) и Эрхарта Велина фон Фрикенхаузена (Кельн, музей Вальраф-Рихарц). Ламберт писал на исторические, религиозные, мифологические сюжеты, портреты и фрески.
Сузанна и старцы
    Влияние Тициана проявляется в картине <Сусанна и старцы> (Лондон, частное собрание), в которой северная трактовка пейзажа сочетается с венецианской манерой изображения фигур. Около 1548 Сустрис обращается к знаменитой тициановской теме - <Венере> (<Венера Амстердамская>, Амстердам, Гос. музей; <Венера>, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) и создает такие оригинальные композиции, как <Похищение Европы> и <Noli me tangere> (Лилль, Музей изящных искусств), в которых фон решен в тициановской манере. Через четыре года он пишет <Купание Венеры> (Вена, Музей истории искусств), где проявляется его вкус к археологии и сценографии. Это произведение, вдохновленное картинами Пармиджанино, является великолепным образцом маньеризма
    Однако около 1554-1555 Сустрис меняет ориентацию; он едет в Падую, где испытывает влияние работ Никколо дель Аббате и Веронезе. В <Венере и Амуре> (Париж, Лувр) элегантная и удлиненная фигура богини напоминает картины Никколо дель Аббате. В эти же годы для Отто Трухсесса художник пишет <Крещение Христа>, подписанное <Ламбертус из Амстердама> (Кан, Музей изящных искусств); светлый и изящный пейзаж здесь близок искусству эмилианских маньеристов. Затем Сустрис возвращается в Венецию, где испытывает воздействие искусства Тинторетто (<Портрет дворянина>, Бирмингем, Гор. музей).
    Расцвет творчества художника падает на последние годы его жизни - (<Смерть Адониса>, Париж, Лувр; <Венера и Вулкан>, Мюнхен, Старая пинакотека). Около 1560 он пишет <Отдых на пути в Египет> (Виченца, музей) - совершенный тип ночного пейзажа; <Товий и ангел> (Вена, Музей истории искусств) - светлая картина, в которой белые мазки, как в зеркале, отражаются на драпировках; <Диана и Актеон> (Оксфорд, колледж Крайст-Чёрч) - изящные обнаженные фигуры напоминают картины Никколо дель Аббате. Сустрис создал также цикл фресок на вилле в Лувильяно ди Торрелья, близ Падуи (1561-1562); художник часто использовал здесь <обманки>. Рафинированный стиль Сустриса и его необычный маньеризм, восходящий к искусству Тинторетто, располагается между Тицианом и Николо дель Аббате, словно забывая свои северные истоки. 

Крещение Христа

    Живописцем (а также графиком и архитектором) был и его сын, Фридрих Сустрис (ок. 1540, Падуя ? - 1599, Мюнхен). В 1563-1567 он жил в Италии, главным образом во Флоренции, где его учеником и помощником был Вазари (1564). Приглашенный в Аугсбург Хансом Фюггером, он работал там в 1565- 1569, а в 1573 поступил на службу к герцогу Вильгельму V и в 1580 поселился в Мюнхене, где стал придворным архитектором.
    Вплоть до самой смерти он играл одну из важнейших ролей при дворе герцога. Ему приписываются несколько картин (<Комната роженицы>, Флоренция, Палаццо Питти; две сцены из <Истории Дария>, Мюнхен, замок Шлейесгейм; и <Поклонение пастухов> (Компьень, замок), по стилю близкое манере Ханса фон Ахена.