Великие имена

ИСКУССТВОВЕД БАРОН ВРАНГЕЛЬ

Николай Николаевич
Врангель
Искусствовед барон Николай Николаевич Врангель, обрусевший потомок тевтонских рыцарей, принадлежит к самым ярким и характерным фигурам эпохи серебряного века. Врангели состояли в родстве с правнучкой знаменитого арапа Петра Великого, этим романтичным предком гордились и искусствовед Врангель и его отец, доктор философии, предприниматель и финансист. Специалист по отечественному искусству конца XVIII - первой трети XIX веков, Николай Врангель был «носителем хронологической метафоры» по определению художника Лукомского. В самом   деле,  узкопрофессиональное определение  "искусствовед" не исчерпывает роли Врангеля в отечественной культуре.

    Барон Врангель входил в круг известнейших столичных денди, лидером которых являлся Сергей Маковский – элегантные, весёлые, статные, с поразительной эрудицией и памятью, увлечённые всем что есть красивого. И всю эту аполлоновскую компанию именовали  «Адамами в манишках».
    Врангель был любимцем художественного Петербурга, хотя не любил и избегал позировать. Его облик в целом был типичным для того времени: гладкие волосы, безукоризненный пробор, аккуратные усики и неизменный монокль в глазу. Этот «замонокленный» глаз был просто притчей во языцах среди петербургской публики и непременным атрибутом барона. Он был харизматической личностью -  «душа, заводила и вдохновитель» и сочетал в себе черты  энергичного организатора и созерцательного философа.
    Он во многом определил содержание художественной жизни Петербурга начала 20 века  - его блестящие искусствоведческие эссе и организованные бароном выставки художественного наследия определялись как «эпоха Врангеля», и не только их суммарное количество и огромная популярность «обаятельного циника», а современники называли его духовные искания  «воплощением характерных черт Серебряного века». Он явился автором первой «Истории скульптуры» и считал  Федота  Шубина  и Левицкого достойными места на скрижалях европейского искусства.
    Его личность не реализовавшегося блестящего учёного по причине ранней внезапной смерти во цвете лет окружена и поныне  героическим ореолом.
Ольга Смирнова