Автопортрет |
Ольга Смирнова
Американские
зрители были в восхищении, когда увидели впервые портреты, созданные Николаем
Фешиным. Они восторгались поразительной силой чувств, настолько типичной для
настоящего русского. Его называли блистательным мастером и ярчайшим
представителем Серебряного века. По определению его учителя Ильи Репина –
«лучшим в России живописцем».
Отец его был
резчиком иконостасов и начал рано привлекать мальчика к работе. В 1901 году
Фешин закончил Казанскую художественную школу и был принят в Академию Художеств
в мастерскую И.Е.Репина. От учителя он воспринял манеру широкого свободного
мазка, которая была основана на великолепном владении рисунком. Фешин владел
самобытным даром колориста, сознательно ограничивая краски своей палитры.
Последние
академические годы ознаменовались достойным признанием его таланта. В 1908 году
в Мюнхене его «Портрет неизвестной» был удостоен золотой медали и приобретён
музеем Академии Художеств. Звание художника принесла ему конкурсная программа
«Капустница», а также право на пенсионерскую поездку на несколько летних
месяцев 1910 года, к осени он вернулся к преподаванию в Казанской
художественной школе.
Николай Фешин
являлся постоянным участником международных выставок в Европе и Соединенных
Штатах; в 1916 году в Питтсбурге он был награждён званием академика живописи.
Наиболее значительные его произведения были созданы именно в эти годы: это
«Портрет Вари Адоратской», который был признан одним из лучших детских образов
искусства рубежа веков, а также «Портрет Н.М.Сапожниковой» и «Портрет отца».
В 1912 году была
начата картина «Бойня», мрачная по сюжету, но колористическая по
выразительности. Закончил её Фешин только после революции в 1919 году.
Затем была
эмиграция в США, где он много работал над портретами, от заказчиков не было
отбоя; его блистательная техника просто завораживала. Здесь же была создана
обширная серия рисунков на тему местного этноса.
Самая большая
коллекция картин Николая Фешина хранится в Казани, в государственном музее
Татарстана, на его родине, где он родился, долгое время жил и преподавал.До
конца жизни он прожил в эмиграции, в Таосе, где климат суше, так как он страдал
от туберкулёза.
Выставка
лучших работ этого
гениального виртуоза хранится в семи российских и шести американских музеях.
Капустница |