В один из дней 1984 года вход в музей Родена на улице Варенн собрал длинную
очередь, но выставка была не великого и прославленного мастера, а его
подмастерья – женщины, заплатившей собственной жизнью за свой неженский дар.
Она нашла признание, хоть и не в сердцах современников, но всё же в сердцах
потомков. По-настоящему трагическа судьба этой талантливой женщины.
Камиллу Клодель судьба одарила умом, талантом, красотой и
нежной душой. В свои 19 лет – она ученица и возлюбленная великого Родена; а
расплатой за это недолгое счастье стала вереница бед и страданий, обрушившаяся
на эту незаурядную женщину.
В одной самой заурядной семье родилось два гениальных
человека. Знаменитый французский классик, писатель, поэт и драматург Поль
Клодель с детства взирал с обожанием на свою старшую сестру, бывшую для
него примером во всём. Эти два отпрыска были словно подкидышами в своей семье.
Поль витал в своих придуманных мирах, а Камилла обожала лепить из глины, и
лепила так ловко, что приводила просто в замешательство отца и в бешенство
мать, замучившуюся стирать дочкину одежду.
Огюст Роден. Камилла Клодель, 1886
Школа изящных искусств была закрыта для девушек, но она не
падала духом и брала частные уроки. Основатель курсов Альфред Буше был
поражён и восхищён её работами. Здесь они и встретились. Роден, тонкий ценитель
красоты и художник по призванию обратил своё внимание на девушку с печатью
красоты и таланта. Она стала не только помощницей и натурщицей знаменитого
скульптора, но и его музой, хотя и трудно ей было существовать рядом с этим
прославленным мэтром. Ей, пылкой, уверенной, привыкшей побеждать всегда и быть
первой.
Камилла Клодель. Огюст Роден
Своё первое большое произведение Камилла назвала «Забвение».
Затем появляется работа «Вальс», которую критики называют динамичной и
экспрессивной. Были и злопыхатели, обвинявшие её в подражании. Но она всегда
говорила, что свои произведения извлекает только из себя самой, страдая скорее
избытком идей чем нехваткой. Она не хотела быть роденовской тенью, жалкой
подражательницей, а хотела блестеть своими собственными гранями. И простить
этого Родену она никак не могла, хотя и любила его безумно и страстно, как все
неординарные натуры.
Камилла Клодель. Молитва
Камилла Клодель. Девушка играющая на флейте
Её работа «Зрелый возраст» - это её история, её
судьба; она не может удержать руку любимого, их руки разомкнулись. Скульптор
чинил препятствия в покупке государством этой работы и не оказал никакого
содействия. В 1908 году Камилла создаёт работу «Ниобида» - девушка-дитя с теми
же чертами лица, что и у счастливой героини «Забвения», та же поза, только
одинокая и смертельно раненая ядовитой стрелой.
Но справедливость всё-таки восторжествовала: однажды
«мадемуазель Клодель» заняла своё законное место в числе крупнейших
скульпторов эпохи – как и предсказывал литератор Арман Дейо.
Ольга Смирнова (Специально для www.RussianArtinSacramento.com)