Великие имена

"Светоч народа своего"

Кипренский. Автопортрет
Итальянцы называли Ореста Кипренского русским Ван Дейком. Его работами нельзя не восхищаться. Это художник большой силы и таланта. Будучи внебрачным ребёнком с выдуманной фамилией, он был слишком благородным и слишком гордым, чтобы искать благосклонности двора; и тем не менее имя его в России обратилось в легенду. И только благодаря его таланту имя русских мастеров кисти засверкало в Европе с новой силой. Итальянцам он открыл Россию, его заваливали заказами, он был удостоен неслыханной чести – ему заказала автопортрет галерея Уффици во Флоренции. Знаменитый портрет А.Пушкина считается одним из лучших изображений поэта - так считал и отец Пушкина, Сергей Львович.



    С детства он любил рисовать и петь, был способным, живым, темпераментным. Благодаря своим исключительным способностям был определён в класс исторической живописи в академии, которая почиталась высшим жанром изобразительного искусства. Несмотря на это, главным в его творчестве стал портрет. На портретах он был просто помешан – так считали современники. За свою дипломную работу «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем» он получил Большую золотую медаль, а также право на художественное образование за границей.
    Портрет названного отца Адама Швальбе определил весь его дальнейший творческий путь и возвестил о появлении нового яркого портретиста и был поставлен в первый ряд мастеров этого жанра. Образ волевого, сильного старика исполнен с глубокой искренностью. Благородный колорит, сложная техника лессировок обнаружили блестящее живописное дарование. На выставке в Неаполе этот портрет сочли шедевром Рубенса, некоторые думали Ван Дейка, а кто-то и в Рембрандты его пожаловал.
Портрет А.А.Челищева -  это один из лучших детских портретов в истории всего русского искусства.
Портрет А.А.Челищева
Портреты  П.А. Оленина и А.Р.Томилова являются вершиной портретного мастерства Кипренского, исполненными чувством эпохи.

Портрет А.Р.Томилова 
Портрет  П.А. Оленина 
Особым обаянием исполнены его женские образы. Портрет Е.П. Растопчиной не имеет себе равных во всей мировой живописи 19 века по силе и выражению душевной красоты. Заслуживает внимания и «Портрет Мариуччи» или же «Девочка в маковом венке», которую он когда-то выкупил у беспутной итальянки и впоследствии женился на ней, тайно перейдя в католичество.
 Ольга Смирнова (Специально для www.RussianArtinSacramento.com)