Великие имена

Мечта - пожить в «Московском дворике»

«Московский дворик»
Василий Поленов
Первая картина, которую я увидела в своей жизни совсем еще крошкой, - «Московский дворик» Василия Поленова. Репродукция висела над старинным сундуком в комнате нашей соседки по коммуналке, замечательной тети Клавы, по сути дела и не соседки, а члена нашей семьи, у нас даже еда и деньги были общие. Забираясь на сундук тети Клавы, я рассматривала уютный поленовский дворик. Я даже дала имена детям на картине. Крикливый малыш - это Сашка, брат моей подружки Вики. Он так же орал, когда мы не хотели с ним возиться. А парочка играющих детей на траве - это мы с Викой в песочнице. А на переднем плане - это уже я одна, скучающая во дворе, когда родители не пускают Вику на улицу, заставляя развлекать капризного братца.
    С тети-Клавиного сундука я выглядывала в окно, пытаясь отыскать сходство нашего двора с «Московским». Я бы хотела жить в таком дворике. Но сходство заканчивалось небольшим пятачком травы посреди нашего двора, окруженного асфальтом. Ну еще наши старые гаражи чуть напоминали поленовский сарай.
   
Я мечтала поехать в Москву, чтобы увидеть этот московский дворик. Для меня додетсадовской Москва означала тот самый «Московский дворик». А вовсе не Кремль и не Красную площадь. И я бы разревелась, если бы мне сказали, что нет в Москве такого «всамделишнего» дворика, а на его месте (в районе Арбата, как я узнала много позже) - огромные грубые дома...
    Но в жизни меня ожидало еще одно потрясение от Поленова -его картина «Христос и грешница», увиденная мной уже в сознательном возрасте в Русском музее в Питере. Я не могла оторвать взгляда от Иисуса Христа очень долго. Это было откровением - он всегда представлялся мне именно таким, как у Поленова, мужественным, человечным, спокойным и очень красивым. Настоящим! Которому доверяешь, поверяешь, а не просто молишься, как иконному. Никогда раньше я не видела такого человечного Бога на иконах!
    И еще меня потрясла толпа, желающая расправы над девушкой, уличенной в блуде. Я, признаться, боюсь толпы, стадности. Неплохие по отдельности люди, сбиваясь в стаю, часто становятся злыми и дурными. Такую злобную толпу, особенно отвратительную на фоне испуганной грешницы-полуребенка, и написал Поленов.

«Кто не без греха?»   Василия Поленова.

    Христос на картине еще не произнес великой фразы «Кто из вас не без греха, пусть бросит в нее камень», тем самым спасая девушку. Он устало и спокойно смотрит на толпу ханжей, лицемеров, дешевых моралистов, у которых зачастую у самих, как мы теперь говорим, рыльце в пушку. Хоть века, хоть тысячелетия, а такая публика вечна. Как, увы, все пороки, все грехи. «Кто не без греха?» - назвал Поленов свою картину. Цензоры переименовали ее. А жаль. Авторское название было вернее.
Лариса КАФТАН