«Московский дворик» Василий Поленов |
Первая картина, которую я увидела в своей жизни
совсем еще крошкой, - «Московский дворик» Василия Поленова. Репродукция висела
над старинным сундуком в комнате нашей соседки по коммуналке, замечательной
тети Клавы, по сути дела и не соседки, а члена нашей семьи, у нас даже еда и
деньги были общие. Забираясь на сундук тети Клавы, я рассматривала уютный
поленовский дворик. Я даже дала имена детям на картине. Крикливый малыш - это
Сашка, брат моей подружки Вики. Он так же орал, когда мы не хотели с ним
возиться. А парочка играющих детей на траве - это мы с Викой в песочнице. А на
переднем плане - это уже я одна, скучающая во дворе, когда родители не пускают
Вику на улицу, заставляя развлекать капризного братца.
С тети-Клавиного сундука я выглядывала в окно, пытаясь
отыскать сходство нашего двора с «Московским». Я бы хотела жить в таком
дворике. Но сходство заканчивалось небольшим пятачком травы посреди нашего
двора, окруженного асфальтом. Ну еще наши старые гаражи чуть напоминали
поленовский сарай.
Но в жизни меня ожидало еще одно потрясение от Поленова -его
картина «Христос и грешница», увиденная мной уже в сознательном возрасте в
Русском музее в Питере. Я не могла оторвать взгляда от Иисуса Христа очень
долго. Это было откровением - он всегда представлялся мне именно таким, как у
Поленова, мужественным, человечным, спокойным и очень красивым. Настоящим!
Которому доверяешь, поверяешь, а не просто молишься, как иконному. Никогда
раньше я не видела такого человечного Бога на иконах!
И еще меня потрясла толпа, желающая расправы над девушкой,
уличенной в блуде. Я, признаться, боюсь толпы, стадности. Неплохие по
отдельности люди, сбиваясь в стаю, часто становятся злыми и дурными. Такую
злобную толпу, особенно отвратительную на фоне испуганной грешницы-полуребенка,
и написал Поленов.
«Кто не без греха?» Василия Поленова. |
Христос на картине еще не произнес великой фразы «Кто из вас
не без греха, пусть бросит в нее камень», тем самым спасая девушку. Он устало и
спокойно смотрит на толпу ханжей, лицемеров, дешевых моралистов, у которых
зачастую у самих, как мы теперь говорим, рыльце в пушку. Хоть века, хоть
тысячелетия, а такая публика вечна. Как, увы, все пороки, все грехи. «Кто не
без греха?» - назвал Поленов свою картину. Цензоры переименовали ее. А жаль.
Авторское название было вернее.
Лариса КАФТАН