Великие имена

Ученик Репина по прозвищу "Крепыш"

Игорь Грабарь
Имя Игоря Грабаря стало почти легендарным. Живой классик. Ученик Репина и друг Александра Бенуа. Его современниками были Валентин Серов, Врубель и Левитан. Крупнейший знаток реставрации и музейного дела, автор блестящих работ по истории искусства. Выдающийся педагог и академик. По охвату и эрудиции деятельность его просто феноменальна. Крепко сбитый, невысокого роста, с гладковыбритой головой, чрезвычайно подвижный, но предельно собранный – он просто поражал своей кипучей энергией. «Крепыш» - так называл его ласково в письмах Бенуа. Полотна Левитана просто обожал; считал что они вселяют бодрость и веру, заражают и поднимают. После Левитана уже невозможно писать пейзажи – так считал Игорь Грабарь – а все пейзажи, которые на выставках он считал плохими подделками под Левитана.
    Непростым был его творческий путь. Будучи успешным художником и учеником Репина в Академии художеств, он вдруг решает уехать в Мюнхен со своим другом Кардовским и проводит тысячи часов в мастерской Ашбе, а также в академиях Коларосси и Жюльена в Париже. Но спустя несколько лет он понял, что судьба его может сложиться только дома, в России. И прощальным факелом были сотни сожжённых холстов, картонов и досок.
    Вернувшись в Россию в 1901 году, художник был потрясён несказанною красотою русского пейзажа: таких чудесных берёзовых рощ он не видел нигде, таких восхитительных вёсен и золотых осеней. Его «Февральская лазурь» - это зрелище фантастической красоты, это небывалый праздник жемчужных берёз и лазуревого неба, коралловых веток и теней на сиреневом снегу, это какие-то перезвоны всех цветов радуги в голубой эмали неба. Это полотно можно назвать гимном России, её белоствольным берёзам и сверкающему февральскому небу.







    За этим холстом следует «Мартовский снег». В своих воспоминаниях он восторгается этим временем и называет его «настоящим живописным запоем» и с восторгом описывает этот осевший мартовский снег, изъеденный солнцем и изборождённый людскими и лошадиными следами, ажурную тень дерева на снегу, целые оркестровые симфонии красок и форм. Когда увидел крестьянскую девушку с коромыслом и вёдрами – просто вскрикнул от восхищения и попросил её остановиться минут на десять, чтобы вписать её в пейзаж.
    Двадцатые годы – это бурные годы, сложное время, когда происходило немало чудес. Грабарь глубоко переживал сумбур и шумиху, которую поднимали представители разных «измов». Он был не только художником и учёным, но и обрёл и ещё одно качество – качество бойца, который отчаянно сражается за сохранность великого наследия культуры. И его огромная роль ещё до конца не оценена. Он является создателем реставрационных мастерских, которые и ныне носят его имя. Ведь он со своими учениками вернул людям гениальные творения Феофана Грека и Андрея Рублёва, спас от гибели сотни памятников русской культуры.
                               Ольга Смирнова (Специально для www.RussianArtinSacramento.com)