Великие имена

Вдохновенный поэт русской старины

Аполлинарий Васнецов
«Чисто творческое, глубоко интуитивное искусство Аполлинария Васнецова еще далеко не по достоинству оценено современниками..…искусство  Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живой трепет жизни ушедших веков, было проникнуто подлинно вдохновенным теплом и правдой... оно не только не умрет, а наоборот, чем дальше будет существовать,— тем будет ценимее» - эти слова принадлежат народному художнику Константину Юону. Мы привыкли к  иллюстрациям Васнецова в школьных учебниках, исторических трудах и путеводителях. Его сценки народной жизни России настолько живы и убедительны, что кажется будто сам художник был очевидцем и участником этих событий.
    «Смерть, любовь, рождение, стоны и смех, драма и комедия— все завязалось неразрывным, непонятным узлом и живет вместе как проявление своеобразного уклада жизни средневекового города» - так говорил сам Васнецов. Впервые увидев Москву, он был поражён и очарован ею. Как заворожённый гулял он с альбомом по Кремлю, любовался домами, площадями, улицами, памятниками архитектуры, которые были живыми свидетелями исторических событий.












    Васнецов сам говорил, что его давно привлекало проникновение посредством пейзажа в «тёмную даль времён», но только будучи уже академиком живописи он приступил к работе над полотнами, ставшими потом знаменитыми. Только после накопленных знаний он ощутил своё мастерство и стал подлинным летописцем старой Москвы. Картины его отображают облик ушедшей архитектуры древнего города. Мы видим как изменялся Кремль, какие дома и какие обычаи были у москвичей, как они одевались и как развлекались.
    Многие художники показывали старину, но там жили только люди в картине, а здесь каждый камень живёт и дышит, каждое бревно сруба и каждая маковка церкви. И это неудивительно: прежде чем создать картину, Васнецов много работал как исследователь и учёный, изучал различные исторические источники и старинные планы города.
    Одной из самых ярких акварелей является «Площадь Ивана Великого в Кремле». Дома и колокольни покрыты ярким ослепительным снегом. Люди  съезжаются на богомолье в соборы Кремля в возках и санях. Сочные, звучные краски зимнего пейзажа великолепно гармонируют с величественной архитектурой.
    Тревожную обстановку Смутного времени передаёт картина «Гонцы.Ранним утром в Кремле». Боярские хоромы, два боязливо озирающихся всадника – монах и воин, гулкий топот копыт в предрассветной тишине, тревожная стая птиц….Строго исторична и красивая в цвете картина.
    А ещё художник любил изображать жизнь Китай-городка с его хаотичными улочками и многолюдными базарами, многоголосой нарядной толпой и неповторимой архитектурой.
Ольга Смирнова (Специально для www.RussianArtinSacramento.com)