Мария Башкирцева |
Мне посчастливилось – я видела работы Марии Башкирцевой в
Лувре, в Париже, и в Москве, в Русском музее. Стала интересоваться ее
судьбой. Прочла несколько книг – ее дневник, воспоминания о ней современников.
« Жизнь так прекрасна и так коротка!» – записала в 1873
году в своем дневнике 13-летняя девочка из богатой аристократической семьи
Мария Башкирцева, словно предчувствуя, что жить ей осталось всего 10 лет.
Мария Башкирцева родилась на Украине, под Полтавой. К
ней рано пришло понимание своей исключительности. Она была красива, правда,
болезненна, любила наряды, танцевала. обладала редким по тембру голосом,
музицировала на фортепиано и арфе, свободно владела языками – итальянским,
английским, французским. Читала в подлиннике Плутарха, цитировала на
память Гомера. Но главное – это испепеляющая, побеждающая все хвори ее любовь к
живописи. Не знаю, можно ли назвать это страстью, одержимостью. Наверное,
да. «Верить или не верить в будущность художницы? – восклицала она в 17 лет. «
В двадцать два года я буду знаменитостью или умру...» Ошиблась она всего на один год…
В детстве Мария Башкирцева была вынуждена покинуть Украину,
уехав на лечение во Францию. У нее рано обнаружился туберкулез. Затем –
частичная глухота и потеря голоса. Но это не только не мешало ей поступить в
частную Академию Жульена в Париже, скорее наоборот – со страстной одержимостью
она овладевала сложностями и премудростями художественного ремесла. Всего
в несколько месяцев постигала она то, на что что другие тратили больше года. В
свои неполные двадцать она упорно трудилась, не позволяя себе « ни на минуту, – как
призналась она в своем дневнике, «упустить из глаз блестящую звезду, к которой
я иду».
Участие в академических выставках со своими жанровыми
работами произвели эффект на публику и членов жюри. О Марии Башкирцевой
заговорили. Корреспонденты берут у нее интервью. Журналы Франции, России и
Украины размещают репродукции ее работ.
Эмиль Золя пишет неоднократно о ее творчестве. Марина Цветаева посвящает Марии Башкирцевой свой первый
поэтический дебют – книгу «Вечерний альбом» :
Но почему она была печальна ?
Чего искал прозрачный силуэт ?
Быть может ей – и в небе счастья нет ?…
В дальнейшем судьба оказалась неблагосклонной к Марии
Башкирцевой. Сегодня ее имя мало кому известно. Ее трагический «Дневник», «жизнь женщины, записанная изо дня в день, без всякой зарисовки», во
Франции опубликованный в 1887 году. А в России и Украине не издавался с 1916 по
1991 годы. Многие поколения любителей искусства были лишены возможности черпать
вдохновение из этого страстного, искреннего монолога о жизни, творчестве,
преодолении личных преград на пути к своей цели.
Во время войны более ста картин Марии Башкирцевой погибли
при перевозке на родину. Остались лишь картины, хранящиеся в
Государственном Русском музее. Об одной из низ – мой рассказ.
"Дождевой зонтик" |
«Дождевой зонтик»
Название картины – и в прямом и в
переносном смыслах полностью соответствует содержанию. Осенний дождь. Зябко и
холодно. Мерзнут руки. Закутав хрупкие плечики, чтобы немного согреться,
маленькая девочка из небогатой семьи держит зонтик. Вот и все. Неприхотливый,
казалось бы и банальный сюжет. Но первое впечатление обыденности – кажущееся.
Пластика картины, ее тихий художественный голос, полностью подчинены идее «все
гениальное – просто». Мария, отбросив все детали и аксессуары, смотрит на
свою героиню пристально, не через призму воздушного пространства и перспективы,
а приближает ее к зрителю, к себе. Как бы приглашает зрителя к диалогу, не
боясь показать крупным планом свою героиню. Не по-детски озабоченное
личико, полные тревоги глаза. Что только не заключено в этих глазках! Будущее
- где оно, какое? Что впереди? Страдания? Борьба за выживание?
Мимолетное счастье?
Мария смотрит на себя, изображает себя, разговаривает с
собой в этой картине. Ее глаза, ее взгляд, ее переживания… Колорит картины – монохромный. Лишь переливы перламутровых
тонов. Ни одного яркого пятна. Ни импрессионистической динамики. Ни отрывистых
мазков. Подлинное чувство, разговор с собой и зрителем – что может быть
правдивее и искреннее в живописи ?
Мопассан на ее могиле сказал : “Это была единственная роза
моей жизни. Ее путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и
так короток!»
Источник: art-kaleidoskop.com